Безопасность мореплавания

Экипаж боролся за жизнь


В районе Керченского пролива 11 ноября 2007 года в результате разгула стихии, штормового ветра до 32 м/с и волнения моря в 6-7 баллов затонули четыре судна, были сорваны с якорей и сели на мель шесть судов, получили повреждения два танкера. В море попало около 3 тыс. тонн мазута и около 6 тыс. тонн серы.

Нефтеналивное судно «Волгонефть-139» разломилось во время шторма надвое. Танкер был зарегистрирован в порту Астрахань, работал в составе флота местного представительства ОАО «Волготанкер», экипаж из 13 человек состоял из астраханцев. В представительстве компании от официальных комментариев произошедшего отказались, ссылаясь на то, что руководство представительства в полном составе выехало на место аварии. По информации нашего источника, пожелавшего остаться неназванным, в день аварии «Волгонефть-139» находилась на якорной стоянке порта Кавказ. Сигнал SOS был подан судном в воскресенье в 4.45. Танкер был вынесен на гребень волны и разломился под собственной тяжестью. В его трюмах было более четырёх тысяч тонн мазута, из них 1200 тонн вытекло в море. Носовая часть судна, удерживаемая якорными цепями, осталась на месте стоянки, а находившиеся на корме члены экипажа сумели завести двигатель и, маневрируя, самостоятельно боролись со стихией. В течение 12 часов в условиях продолжающегося шторма обломки судна с людьми на борту дрейфовали в северном направлении в район косы Тузла. Российские и украинские спасательные суда и буксиры, находившиеся в районе аварии, в это время не смогли оказать помощь терпящим бедствие морякам. Для ликвидации последствий шторма был создан оперативный штаб. Моряков танкера «Волгонефть-139» сняли с кормы судна, зацепившейся за грунт, как только это позволила погода. В этот раз экипаж судна после реабилитации в полном составе сможет вернуться к своим семьям. К сожалению, не всем морякам с пострадавших в этом шторме судов так повезло. В пресс-службе Южного регионального центра МЧС РФ сообщили, что подготовительные работы по подъему носовой части разломившегося танкера «Волгонефть-139» начались с наступлением благоприятных погодных условий. В проведении операции по подъему носовой части были задействованы 12 судов. Порт приписки ещё одного судна с таким же названием, но с другим номером – «Волгонефть-123», пострадавшего в этом шторме, но менее серьезно (у судна трещина в корпусе, утечки нефти нет), оказался не астраханским, хотя на сайте ОАО «Волготанкер» этот танкер фигурирует в составе флота судоходной компании. В Астраханской транспортной прокуратуре на момент подготовки информации в связи с проведением проверки по возбужденным уголовным делам не уточнили данных о возможном нахождении в зоне стихийного бедствия других астраханских судов, как и не подтвердили и не опровергли местного происхождения гранулированной серы, которую везли три затонувших в Керченском проливе сухогруза. По большому счёту это не самые важные обстоятельства, потому что масштабы крушений у Таманского полуострова вышли за региональные рамки и уже без учёта последующих воздействий привели к серьёзнейшим экологическим потерям. Учёные считают, что нефтепродукты, попавшие в воду, рассеются и перемешаются только через 6 месяцев, но у береговой линии, куда не поступает кислород, нефть может сохраняться десятки лет. О последствиях воздействия на экологию тысяч тонн серы вообще высказываются самые противоречивые мнения. Как известно, по итогам крушения судов в Керченском проливе уже возбуждены уголовные дела, в Южном федеральном округе работает государственная комиссия, по завершении расследования будут названы истинные причины аварии. Тем не менее очевидно, что какими бы они ни были, проблема обеспечения безопасности мореплавания становится приоритетной для российского морского флота.

Наталья МИРОНОВА, наш собкор, Астрахань

Морские вести России № 23-24 • 2007 г.