Судостроение

Южная Корея: 50% мирового новостроя к 2010 году. Это реально!


Южнокорейская судостроительная промышленность поставила перед собой цель к 2010 г. привлечь на свои верфи 50% мировых заказов по строительству судов. Анализ темпов судостроительного роста показывает, что судостроительная промышленность Кореи упорно движется к намеченной цели.

Михаил Мореходов, специально для «МВР»

2006 г. показал рост объема выпускаемой продукции, который превысил 41% всего мирового тоннажа, построенного на мировых верфях. По информации Министерства промышленности и энергетики, в первом полугодии 2007г. заказы, полученные судостроительными заводами Кореи, составили 364 судна на сумму $33,2 млрд., что на 38,2% выше, чем было получено за данный период прошлого года. Суммарный объем портфеля заказов на ближайшие 4 года составляет 1346 судов различных типов.
Необходимо также отметить, что на рынке судостроения наметился устойчивый рост цен на строящиеся суда. Сегодня цена одной compensate gross tonn возросла на 28,4% по сравнению с прошлым годом и достигла $2933. Анализируя состояние дел в судостроении Кореи, необходимо отметить, что по-прежнему лидирующие позиции занимают семь судостроительных заводов Кореи, как и в предыдущем году. Также в 2006 г. судостроительные заводы SPP и Sungdong вошли в двадцатку крупнейших заводов мира. Наращивая темпы в производственном секторе по увеличению количества строящихся судов, все прекрасно понимают, что судостроительные заводы, несмотря на передовые технологии и прекрасную организацию производственных процессов, работают на пределе технических мощностей, и увеличение плановых заданий из года в год осложняется.
Сегодня Ю. Корея в наращивании производственного потенциала ищет новые пути по реализации намеченной программы, главная из которых на ближайшие три-пять лет – это строительство и ввод в эксплуатацию новых мощностей. С 2007 по 2010 год в судостроительной промышленности Кореи наметился очень серьезный технический прогресс, это строительство и ввод в строй новых мощностей: судостроительных заводов, перепрофилирование ряда судоремонтных заводов, расширение инфраструктуры по формированию блоков. Необходимо обратить ваше внимание, что с 2007 по 2010 г. будут введены в эксплуатацию шесть новых заводов. Все эти заводы строятся на юге Корейского полуострова в зоне экономического развития (Shipbuilding Industrial Compltrs), провинция Gyeongsangnam, либо Industrial Development Zone, провинция JEOLANAM, где создана судостроительная инфраструктура.

Судостроительный завод Henan New Shipyard № 1 и 2.
Завод строит Daehan Shipbuilding Group.

Судостроительный завод № 1 (фото 1)
Введен в эксплуатацию в июне
2007 г. Площадь завода – 149.742 кв.м. Сухой док – 310х72 м. Сборочный кран – 600 т – 1 шт. – тип GOLIATH. Башенные краны – 40т – 2 шт., 5т– 1 шт. Транспортер – 300 т – 1 шт. Полная инфраструктура, резка металла, фабрикация блоков, бластинг и окраска, конструкция мегаблоков, сборка судна.
План завода на 2008 г. – 8 судов, на 2010 г. – 12 судов.

Судостроительный завод № 2.
Ввод в строй планируется в сентябре 2010 г. В настоящее время ведутся работы по строительству двух сухих доков, прокладке линий и монтажу сборочных кранов, конструкции цехов, установке оборудования, подготовке территории (фото 2).

Судостроительный завод Gwanguang Shipyard (Yulchon Industrial Complex)
Строительство завода ведет Orient Group. Хотелось бы обратить внимание, что эта компания одновременно строит комплекс Yulchon и модернизирует судоремонтный завод Orient, перепрофилируя его под новострой.
Gwanguang Shipyard будет введен в строй в октябре 2008 г.
По окончании строительства первой очереди завод приступит к постройке балкеров 180.000 т DWT, используя метод причальной сборки с комбинированным спуском, а по завершении второй очереди будет строить балкеры 33.000 т DWT. Площадь завода – 919.464 кв.м. Сборочные краны – 900 т – 1 шт. (GOLIATH). 600 т – 6 шт. (GOLIATH). Плавдок – 200.000 т DWT . Система спуска – 27.400 т (Module Transporter). Модульная система спуска предназначена для перемещения судна после сборки в плавдок, для спуска на воду, система идентична со SRID SISTEM, только вместо скольжения здесь гидроусилители снабжены колесами для перемещения по рельсам, соединяющим причал с доком. Суммарная мощность бортовых гидроподъемников 7000 т, центральных – 20.000 т. План завода: 2009 г. – 2 судна ВС – 180.000 т DWT. 2010 г. – 10 судов ВС – 180.000 т DWT; 2011 г. – 18 судов ВС – 180.000 т DWT, 6 судов ВС – 33.000 т DWT.

Orient Shipyard (Busan Shipyard) (фото 3)
Основан в 1987 г. как завод по оказанию мелкого ремонта.
С 1995 г. освоил выпуск различного судового оборудования. С июня 2004 г. начал заниматься докованием и ремонтом судов, расширил территорию и освоил производство и фабрикацию блоков для судостроительных заводов Пусана и Ульсана. С 2007 г. начал модернизацию завода по переходу на строительство судов, которое планирует начать в феврале 2008 г. Площадь завода – 35.000 кв.м. Плавдок № 1 – 35.000 т DWT. Плавдок № 2 – 50.000 т DWT. Плавкран – 650 т. Башенный кран – 240 т – 1 шт., 20 т – 1 шт. Лафетная система – 4000 т. Полная инфраструктура завода была готова, когда завод производил ремонт судов и изготовление блоков. Блок-модули в плавдоки будут подаваться при помощи лафета, также будет использоваться плавкран. Фабрикация блоков будет производиться на причале, сборка судна – в плавдоке.
План завода: 2008 г. – ВС – 33.000 т
DWT – 7 судов. 2009 г. – ВС – 33.000 т DWT – 8 судов. 2010 г. – ВС – 33.000 т DWT – 12судов. К 2012 году завод планирует выйти на уровень 19 судов в год.

Судостроительный завод Sacheоn Shipyard (SPP Group)
Введен в эксплуатацию в середине 2007 г. Завод сориентирован на строительство судов различных типов от 50.000 до 113.000 т DWT и контейнеровозов 3500 – 4300 TEU. Площадь завода – 223.000 кв.м. Сухой док – 310х86 м. Сборочный кран – 600 т – 3 (GANTRY CRANE).
Полная инфраструктура. Две сборочные площадки с объединенным краном, дают возможность собирать модуль-блоки, что позволит использовать модульную систему сборки в доке.

Судостроительный завод Sungdong
Строительство второй очереди было начато в 2005 г., а в 2009 г. завод планируют ввести в эксплуатацию. Завод как бы является продолжением комплекса, где ведется причальная сборка судов. В 2008 г. вводится в эксплуатацию сухой док № 1, а в декабре 2009 г. – сухой док
№ 2. Для увеличения пропускной способности дока планируется установка сборочного крана грузоподъемностью 900 т (GOLIATH), что позволит использовать для сборки модуль-блоки (фото 4).
Общая площадь завода составит 1665,452 кв.м. Док № 1 – 640 х 110 м. Док № 2 – 640 х 110 м. С вводом второй очереди завод планирует увеличить переработку металла до 800.000 т в год и начать строительство VLCC и LNG.

Судостроительный завод Korea Shipbuilding Co. – Jindogun
Завод будет введен в строй в начале 2008 г. Сухой док – 250х40 м. План завода – 6 контейнеровозов HANDYMAX в год.

Строительство двух судостроительных комплексов в Северной Корее.
После встречи лидеров двух стран и подписания соответствующих документов судостроительный завод DAEWOO Shipbuilding&Marine Engineering приступает к строительству двух комплексов на базе северокорейских заводов Anbyon (северо-восточное побережье) и Namo (юго-западное побережье). Инвестиции составляют $150 млн. На первоначальном этапе завод Anbyon планирует довести переработку металла до 200.000 т в год, основная продукция, фабрикация блоков. Необходимо также отметить, что судостроительная промышленность Кореи испытывает острый дефицит по обеспечению рынка металлом. Только в этом году потребность заводов составляет 7,52 млн. т прокатного листа. Местные сталелитейные заводы Posko и Dongkuk Steel Meel поставляют на внутренний рынок 4,1 млн. т – 3,42 млн. т будут импортированы из Японии и Китая.
Не менее болезненным является и вопрос трудовых ресурсов. По информации Korea Shipbuilding Association, в 2007 г. нехватка в судостроительном секторе рабочих составляет более 2000 человек и в ближайшие три года ситуация на рынке труда будет усложняться. Уже сегодня судостроительные заводы привлекают трудовые ресурсы из Вьетнама, Филиппин, Монголии, среднеазиатских республик. Однако, несмотря на все проблемы, судостроение Кореи на подъеме, а судостроительный бум обеспечивает заводы заказами, которые они выполняют по четкому графику.

Судостроительный завод Shinan. Shinan Heavy Industries Co., LTD.
Судостроительный завод SHINAN находится на стадии строительства. Он расположен на южной оконечности Корейского полуострова в провинции Jeollanamdo, город Jido, в зоне индустриального развития (фото 5). Территория будущего завода составляет 300.000 кв.м. Завод будет вводиться в эксплуатацию поэтапно и по окончании строительства (2011-2012 гг.) будет иметь два слипа и сухой док, а также полную развитую внутризаводскую инфраструктуру. На первоначальном этапе завод планирует строить суда для перевозки навалочных грузов (bulk cariers) 30.000 – 60.000 т DWT.
С вводом в эксплуатацию сухого дока завод планирует строительство судов разнообразного тоннажа и типа (VLCC, Bulkers – включая capsize), танкеры различных типов, включая продуктовозы, контейнеровозы. Первый этап строительства предусматривает конструкцию слипа № 1, где планируется вестиь сборку. Ввод в эксплуатацию слипвея № 1 намечен на февраль 2008 г., где начнется строительство балкеров 34.000 т DWT. Сдача первого судна заказчику намечена на декабрь 2009 г.
Второй этап строительства по плану начнется в июне 2008г. и предусматривает строительство слипа № 2 с двумя скользящими линиями спуска, окончание строительства слипа намечено на конец 2008 г., где будет начато строительство bulkcariers 58.000 т DWT. С использованием тандем-метода. Сдача заказчику первого судна запланирована на апрель 2010 г.
С вводом в эксплуатацию слипвея № 2 заканчивается первый этап строительства завода и его инфраструктуры. Третий этап развития планирует строительство сухого дока – сроки строительства 4-5 лет (2011-2012 гг.), где, как уже отмечалось, будет вестись строительство судов различных типов и тоннажа.
Судостроительный завод SHINAN в данный момент ведет строительство слипа № 1 и одновременно конструкцию блоков и сборку судна MEGA BLOCK CARRIER, который будет осуществлять доставку мегаблоков для сборки будущих судов. Сборка судов будет вестись по ускоренной технологии с использованием мегаблоков.

Судоремонтные заводы под новострой
Судостроительный бум заставляет корейских судостроителей и различные финансовые группы вести поиск по созданию новых мощностей в судостроительной промышленности. Один из наиболее эффективных путей расширения инфраструктуры –это реконструкция судоремзаводов и их перевод под новострой.
В 2007 г. два крупных холдинга – Sekwang Shipping Co. и Seven Mountain Yard – ведут реконструкцию двух неза- висимых судоремзаводов и планируют начать строительство судов в 2008 – 2009 гг. соответственно.

Морские вести России № 23-24 • 2007 г.