Речной транспорт

Государственное - значит надежное


Развитие отрасли водного транспорта в настоящее время стремительно набирает обороты. Связано это прежде всего с утверждением ряда федеральных целевых программ, направленных на поддержание и развитие морского и речного транспорта, и выпуском постановлений Правительства РФ, направленных на усовершенствование и урегулирование правового поля в данной сфере. В этой связи предприятия отрасли также выходят на уровень более интенсивного развития.
Пример таких положительных перемен – деятельность Федерального государственного учреждения «Подводречстрой», начальник которого Сергей Муругов ответил на вопросы нашего корреспондента.


– Сергей Юрьевич, в 2008 году ФГУ «Подводречстрой» отметит 85 лет – завидное долголетие для любого предприятия в наше время. Любопытно, как вам это удалось?
– Да, предстоящий юбилей отметит важную веху в развитии нашего предприятия. В 2008 году исполняется 85 лет со дня основания ЭПРОНА – экспедиций подводных работ особого назначения, созданных в декабре 1923 года, приемником которого является ФГУ «Подводречстрой». В советское время «Подводречстрой» был весьма крупным, даже по масштабам того времени, строительным предприятием. Мы охватывали всю территорию Советского Союза от Калиниграда до Владивостока и от Крайнего Севера до Южного Каспия и Средней Азии. В девяностые годы прошлого столетия мы потеряли целые подразделения – и это несмотря на запрещение приватизировать у нас имущество. Нижегородский, Пермский, Сочинский, Якутский отряды (так принято именовать наши формирования на местах), считавшиеся очень сильными подразделениями «Подводречстроя», прекратили свое существование. Незавидная участь постигла отряд в Санкт-Петербурге, где имущество было незаконным образом отчуждено сторонними организациями. Частая смена начальников, уход квалифицированных кадров – все это негативно сказывалось на деятельности нашего предприятия. Это было тяжелое время. Теперь, мы постепенно делаем шаги к развитию – восстанавливаем утраченные и создаем новые филиалы, берем на работу высококвалифицированных специалистов. Надеемся, что период нестабильности закончился.

– И буквально за последние годы вы не просто восстановились, но и увеличили производственные показатели...
– До восстановления нашего предприятия на прежний уровень путь не быстрый. Однако и сегодня ФГУ «Подводречстрой» охватывает территорию нашей страны от Калининграда до Владивостока и от Петрозаводска до Астрахани и Сочи, только в 2004 году мы образовали три новых филиала, хотя не в расширении наша главная задача. Сегодня мы обеспечиваем стабильность предприятия и ежегодное увеличение дохода. По итогам 2004 года валовой доход у нас составил 378 млн. рублей, в 2005 – 671 млн., а в 2007 составил около 1 млрд. 200 рублей. При этом общая стоимость нашего имущества оценивается в один миллиард рублей. Скажите, много сегодня таких госпредприятий, которые зарабатывают больше стоимости своих основных фондов?

– Что поменялось в вашей деятельности и позволило добиться высоких показателей?
– Мы преодолели инерцию мышления, пришли новые работоспособные и энергичные кадры, изменилась технология многих видов работ, да и перечень этих работ значительно расширился. Ведь раньше основными задачами ФГУ «Подводречстрой» главным образом являлись выполнение подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте. Сегодня мы также выполняем гидротехнические и дноуглубительные работы и не только на речном транспорте, но и на море. На рынке гидротехнического строительства мы чувствуем себя достаточно уверенно, успешно реализуем проекты ремонта гидроузлов, в частности монтажа ворот шлюзов, ремонт плотин. В этом году мы открыли для себя совершенно новую область, а именно проектные и изыскательские работы. В частности, силами собственных проектных бюро мы разработали проектно-сметную и рабочую документацию по реконструкции Пермского и Чайковского шлюзов, Кочетовской плотины, провели через Главгосэкспертизу проект реконструкции Городецкого гидроузла. Может кто-то из наших конкурентов этим сильно недоволен, но... Если бы мы делали свою работу не качественно, у нас бы не было заказов. А на нашу работу – высокий спрос.

– Можно не сомневаться, что такое активное развитие связано с преодолением серьезных трудностей. Могли бы их назвать?
– Да, трудности действительно существуют. Выход на более высокий уровень доходов, увеличение количества выполняемых объектов дается нелегко. Мы вынуждены работать на общих основаниях в условиях непростой конкурентной борьбы. Тем не менее, мы уверены в перспективах дальнейшего роста. Вместе с тем есть некоторые объективные проблемы, которые вызывают беспокойство. В частности в последние годы у нас наметилось снижение рентабельности – сейчас ее средний уровень по объектам составляет 11%.

– С чем это связано?
– Факторов много. Во-первых, удорожание материалов, прежде всего, топлива. А без топлива, сами понимаете, 270 единиц флота существовать не могут. Также удорожание строительных материалов (за год цены на цемент поднялись в 3 раза). Во-вторых, изношенность основных средств. У нас очень старое оборудование, и средний процент амортизации составляет 89.

– Какие же меры планируется предпринять в этой ситуации?
– Поскольку мы не имеем права брать кредиты, не имеем счетов в коммерческих банках, мы должны найти способ сохранения плавсредств, по необходимости реставрировать их, да и в целом бережно относиться к технике, так как списать ее мы себе позволить не можем. Пример такого бережного отношения к плавсредствам и оборудованию – плавкран в Ростовской области. Ему уже 107 лет, и он прекрасно работает, хотя пришлось заменить корпус и механизмы.

– С оборудованием понятно, а как собираетесь экономить материалы?
– Есть разные возможности, в том числе технологические. Кроме того, необходимо пересмотреть систему оплаты труда – она должна быть гибкой, мотивированной. Мы планируем разработать положение о премировании по итогам работы за квартал, полугодие, год. Экономить материалы нашим людям должно стать выгодно.

– Какие филиалы «Подводречстроя» вы можете назвать успешными?
– Филиал в Волгограде, силами которого проводилась и ведется огромная работа по сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии водозаборов в областном центре и области, газопроводов и нефтепроводов через Волго-Донской канал и реки Волга, Дон, Медведица, Иловля, Серептский затон, Сарпинские озера. Также построены причалы приема нефтепродуктов для Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, нефтебаз в некоторых городах области, а также причалы лесных грузов. Нельзя не отметить Ростовский филиал, который постоянно выполняет работы по обеспечению города и области водой. Силами Ростовского филиала построены 4 городских водозабора, а также водозаборы для многих крупных местных предприятий. Проложены 5 водопроводных дюкеров на трассе водоснабжения Ростов-Батайск, 7 канализационных выпусков в городах Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог. Невозможно не упомянуть и наш филиал в Хабаровске, который построил центральный городской водозабор и ТЭЦ, проложил трубопроводы рассеивающего выпуска и кабель связи через реку Амур в Комсосмольске-на-Амуре. Хорошо работают Ярославский, Красноярский филиалы. Не могу сказать что-то отрицательное и об остальных 13-ти филиалах. Все подразделения работают неплохо – просто у всех разные условия для строительства, да и климат, геологические факторы разные.

– В вашей структуре два завода, которые еще совсем недавно и заводами-то назвать было трудно...
– До недавнего времени заводы действительно находились в плачевном состоянии. В настоящее время ведется ремонт основных средств опытно-экспериментального завода железобетонных конструкций, который находится в Москве. Этот завод один из немногих в России, специализирующийся на выпуске оборудования для гидротехнического строительства. На нем мы уже отремонтировали краны и приступили к восстановлению железнодорожных путей. Благодаря принятым мерам по наведению на предприятии порядка его загрузка даже в межсезонье составляет 100%. Другой наш завод находится в Санкт-Петербурге, который специализируется на выпуске краново-навесного оборудования. Здесь мы начали ремонт системы отопления, построили бытовки для рабочих. В планах – расширение номенклатуры продукции.

– Как происходит размещение заказов по филиалам?
– Если речь идет о федеральных, муниципальных или областных заказах, то согласно федерального закона № 94 проводится конкурс, аукцион либо котировка, в которых мы участвуем на общих основаниях. Конкуренция очень высокая – в отрасли много частных предприятий. Часть конкурсов мы выигрываем и в зависимости от географического расположения объекта конкурса, аукциона, котировки распоряжением назначаем тот или иной филиал ответственным за ведение работ на объекте. Вместе с тем мы выполняем частные заказы, которые также, в основном по географическому признаку, распределяются по филиалам. Тот факт, что мы государственное предприятие, помогает нам выигрывать конкурсы. Мы надежны, стабильны – опыт работы в отрасли тоже много значит. К тому же мы обладаем квалифицированными кадрами, которые зарекомендовали себя с давних времен.

– Говорят, у вас есть уникальный комбинат, который готовит водолазов для работ под водой.
– Этот учебно-тренировочный комбинат существует уже много лет. В нем проходят обучение водолазы со всей России и даже зарубежья. Причем во все времена количество желающих пойти работать по водолазной специальности никогда не снижалось.

– Ваши планы на 2008 год?
– Наши планы – более интенсивно работать, расширять деятельность в таком новом для нас направлении, как проектно-изыскательские работы и ремонт гидроузлов, в частности, по замене ворот шлюзов, совершенствовать навыки в гидротехническом строительстве с применением новейших технологий, позволяющих более рационально использовать рабочую силу, строительные материалы, сокращать сроки производства работ. Также мы надеемся на расширение сотрудничества с ОАО «Российские железные дороги», с которым мы уже четыре года сотрудничаем по берегоукреплению в районе Северо-Кавказской железной дороги. Выполнение работ на морских объектах, безусловно, относится к приоритетам деятельности нашего предприятия.

Беседовала
Галина БЕЛОУСОВА

Морские вести России № 23-24 • 2007 г.