Кадры

Новая концепция корпоративной системы дипломирования моряков


Настоящая концепция является не только плодом раздумий, а появилась в результате анализа действующих форм и бланков дипломов моряков многих стран, суда которых посетили порт Санкт-Петербург. Ныне применяемый в стране диплом, на мой взгляд, является плодом скоропалительных действий без вдумчивой работы и настоящего анализа.
Основной обязанностью капитана морского порта является дипломирование, а его службы – определение компетентности моряков. Причем здесь учебные заведения? После выдачи диплома об образовании роль учебных заведений на этом заканчивается.


Александр Карпенко,
начальник Государственной инспекции контроля судов порта С.-Петербург, капитан дальнего плавания


Перечень предложений
1. Установить новую форму диплома на одной стороне бланка формата А-8 и менее с учетом того, чтобы поместились требуемые атрибуты и текст в двуязычном исполнении, как отражено в ПДМНВ. Далее применяется горячее ламинирование и срок действия такого диплома «без ограничений», что достигается путем внесения в текст профессии моряка, а не должностей:
– Судоводитель
– Судомеханик = Судовой механик
– Судоэлектромеханик = = Судовой электромеханик
– Судорефмеханик = = Судовой рефрижераторный механик
– Судорадиомеханик = = Судовой радиомеханик
– Судореммеханик = = Судовой ремонтный механик
Такая разбивка позволяет иметь диплом на длительный срок действия (см. форму диплома).
2. Дипломирование моряков торгового флота.
Новый диплом также действителен при наличии действующего подтверждения к нему по форме в ПДМНВ. Увеличенное число профессий и районов плавания будет с благодарностью принято моряками, судовладельцами и круинговыми компаниями. Указанное подтверждение выдается сроком до 5 лет с указанием перечня районов плавания, допустимых должностей, уровня ответственности и возможных ограничений. Подтверждение также изготавливается на одном листе формата А-8, в котором указываются соответствующие судовые должности:
– Капитан КМ
– Старший помощник капитана СПКМ
– Вахтенный помощник капитана ВПКМ
– Старший механик СМХ
– 2-й механик 2МХ
– Вахтенный механик ВМХ
– Электромеханик (3 категорий) ЭМХ(3)
– Рефмеханик РФМХ
– Радиоспециалист (4 категорий) РС(4)
– Реммеханик РМХ
– Судовой специалист по добыче биологических ресурсов в море ССДР
– Судовой специалист по обработке рыбы и др. ССОР
3. Квалификационное свидетельство рядовому составу полностью сохраняется. Нововведением является установление морских должностных дипломов рядового состава без ограничения срока действия:
– матрос 2-го кл.
– матрос 1-го кл.
– боцман
– моторист 2-го кл.
– моторист 1-го кл.
– старший моторист.
– токарь-слесарь судовой
– машинист 2-го кл.
– машинист 1-го кл.
– электрик 2-го кл.
– электрик 1-го кл.
– донкерман
– судовой повар
– специалист по ремонту судов
– судовой газоэлектросварщик
– специалист по оказанию услуг на судне
– специалист по обработке рыбы и др.
Срок действия рабочего диплома рядового состава не устанавливается.
4. Дипломирование моряков в прибрежном плавании.
Устанавливаются рабочие дипломы для командного и рядового состава. Дипломы без срока действия. Подтверждения выдаются отдельно на КС сроком до 5 лет и с ограничениями, если имеются.
5. Дипломирование моряков в местном плавании.
Рабочие дипломы, выданные ранее, действительны для командного и рядового состава. Однако в подтверждения дипломов командного состава вносятся новые сведения о должностях и ограничениях, если имеются. Для работников в местном плавании предусмотреть должности, в частности:
– капитан-механик до 500/500 квт.
– капитан-механик до 3000/3000 квт.
– капитан-механик свыше 3000/ 3000 квт.
– капитан-механик высокоскоростного судна.
Для работающих в местном плавании допускается совмещение профессий.
6. Дипломирование рыбаков.
Рабочие дипломы для командного и рядового состава одинаковы для основных профессий, а специфические должности отражаются в отдельных подтверждениях к дипломам сроком действия до 5 лет и с ограничениями, если имеются.
7. Дипломирование на внутренних водных путях. Такое дипломирование также максимально приблизить к морскому, выдавать единый рабочий диплом командного и рядового состава без срока. При необходимости выдавать квалификационное свидетельство вахтенного со сроком 5 лет. Для всех совмещенных профессий лиц командного состава выдавать подтверждение к диплому со всеми должностями, ответственностью и ограничениями, если имеются. На ВВП в целях дипломирования необходимо уменьшить категорийность судовых должностей до 2-3 категорий судов. Необходимо предусмотреть должности на высокоскоростных судах и дипломировать на общих основаниях.
8. Дипломирование лиц, окончивших военно-морские учебные заведения. При дипломировании таких лиц необходимо определить профессию, согласующуюся с работой на торговом флоте. В любом случае возможно получение рабочего, только первого диплома, а затем, при дальнейшей работе претендента, требуемый практический стаж может быть сокращен до минимального. Возможно переучивание на специальных курсах.
Предлагаемая концепция в корне меняет подход к дипломированию моряков, обеспечивает выполнение Стандарта ПДМНВ-78/95, а также международных конвенций МОТ о труде моряков с учетом специфики работы в нашей стране. Подлежат переработке с объединением в одно постановление – Положение № 276 от 29.12.1999 г., постановление № 900 от 04.08.1999 г., постановление № 576 от 28.07.2000 г., постановление № 349 от 31.05.2005 г. Лица, получающие высший диплом, имеют право на получение знаков: «Капитан морского судна», «Старший механик судна», «Электромеханик судна» и «Радиоспециалист судна».

Морские вести России № 23-24 • 2007 г.