Социальное партнерство

Гарантии государства флага


Елена ЛАВРЕНТЬЕВА,
д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» СПГУВК, руководитель социально-экономической секции СЗФ СОРОССа

Елена Голоскокова,
ассистент кафедры «Налоги и налогообложение» СПГУВК



Комплексная проверка государством флага социального обеспечения моряков является достаточно новым направлением в международном контроллинге судоходной деятельности. Международная организация труда, являясь ведущей международной организацией, регулирующей социально- трудовые вопросы, разработала в этой области представительный перечень конвенций и рекомендаций, подлежащих применению государствами – членами МОТ, их ратифицировавшими.

Однако только в Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (далее – Конвенция) применен интегрированный подход по регламентации международных норм в области труда моряков, в том числе и социального обеспечения. И что особенно важно, именно эта Конвенция определила ответственность государства – флага за соблюдение норм социального характера. Правомерно отметить, что все нормы рассматриваемой Конвенции отличаются социальной направленностью. Однако выделено отдельное правило (4.5), где поставлена на государственном уровне конкретная цель обеспечения мер для доступа моряков к защите в области социального обеспечения и определены правовые условия ее достижения:
1. Каждое государство в соответствии с национальным законодательством обеспечивает морякам и их иждивенцам доступ к защите в области социального обеспечения.
2. Каждое государство в соответствии с национальным законодательством обязуется принять меры индивидуально и на основе международного сотрудничества для постепенного достижения всеобъемлющей защиты моряков в области социального обеспечения.
3. Каждое государство в соответствии с национальным законодательством обеспечивает морякам и их иждивенцам не менее благоприятную по сравнению с береговыми работниками социальную защиту.
Объективно возникает вопрос о конкретизации положений социального обеспечения, которые должны контролироваться государством флага. Для судовладельцев важно знать перечень требований, которые они должны выполнять, или подтвердить их соблюдение для контролирующих органов.
В Конвенции выделено девять видов социального обеспечения:
– медицинское обслуживание;
– пособия по болезни;
– пособия по безработице;
– пособия по старости;
– пособия в связи с производственным травматизмом;
– семейные пособия;
– пособия по беременности и родам;
– пособия по инвалидности;
– пособия в связи с потерей кормильца.
Государство на момент ратификации должно обеспечить не менее трех из перечисленных выше девяти видов. В Российской Федерации в целом действует система социальной защиты работников, в том числе и моряков, которая регулируется федеральными, региональными, отраслевыми и локальными нормативно-законодательными актами (табл. 1). На федеральном уровне социальные вопросы нормативно закрепляются в:
– Конституции РФ;
– федеральных законах, среди которых – «О занятости населения в Российской Федерации», «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и другие;
– постановлениях Правительства Российской Федерации;
– Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
На региональном уровне законодательство, как правило, предусматривает дополнительные социальные гарантии. На отраслевом уровне подписываются отраслевые соглашения. В отраслевом соглашении по морскому транспорту имеют место положения, связанные с социальным обеспечением работников. На локальном уровне, т.е. на уровне судоходных компаний, заключается коллективный договор, структура которого, как правило, соответствует положениям Трудового кодекса Российской Федерации. Сложилась позитивная практика, когда судовладельцы, как правило, крупные, в коллективных договорах отражают не только нормы Трудового кодекса, но и положения Кодекса торгового мореплавания и некоторых конвенций МОТ относительно социально-трудовых вопросов. Это в большинстве своем очень хорошие, полезные документы, однако с позиций требований новой Конвенции МОТ практически во все необходимо вносить дополнения.
Выполненный анализ показал, что национальное законодательство Российской Федерации предусматривает все девять видов социального обеспечения, включенных в Стандарт А 4.5 (табл. 2). Таким образом, правовые основы выполнения требований Конвенции по социальному обеспечению моряков в России имеются. Но возникает вопрос – как это судовладелец (как работодатель) может подтвердить в зарубежных портах. Какими документами может располагать капитан, как представитель судовладельца, о соблюдении международных требований по социальному обеспечению членов экипажа судна. В каждой российской судоходной компании имеется стандартный пакет документов в этой области:
– Свидетельство о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании;
– Извещение о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
– Извещение о регистрации в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации;
– Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– Страховое свидетельство государственного страхования конкретного работника;
– Страховой медицинский полис обязательного страхования конкретного работника.
Что могут подтвердить надлежащим образом оформленные копии таких документов? Практически только то, что конкретная судоходная компания зарегистрирована в соответствующем фонде, а именно в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования Российской Федерации. Эти документы не отражают сущности доступа моряков к защите в области социального обеспечения, как этого требует Правило 4.5 Конвенции. Только два документа свидетельствуют о социальном обеспечении конкретного моряка, это:
– индивидуальный персонифицированный номер, свидетельствующий о правах моряка на пенсионное обеспечение;
– индивидуальный полис обязательного медицинского страхования.
При этом необходимо отметить, что все перечисленные документы представлены на русском языке. Возникла ситуация, которая не так просто реализуется на практике. С одной стороны, национальное законодательство полностью соответствует требованиям Конвенции о социальной защищенности моряков на судах российского флага. С другой стороны, нет в полном объеме документов, которые бы конкретно подтверждали индивидуальное социальное обеспечение конкретного моряка. Переводить на международный (английский) язык наши федеральные законы, даже их отдельные положения каждому судовладельцу сложно, наверно, и неразумно.
Не менее важный вопрос возникает в случае привлечения иностранных моряков для работы на судах российского флага. Эти аспекты отражены в п. 3 и п. 8 Стандарта А 4.5. Конвенция (п. 3) обязывает государство флага предоставлять социальное обеспечение всем морякам, имеющим обычно постоянное место жительства на его территории. И такая защита должна иметь не менее благоприятный характер по сравнению с гражданами России. Кроме того, предусматривается гарантия сохранения приобретенных или приобретаемых моряками прав в области социального обеспечения независимо от их постоянного места жительства (п. 8). При этом указываются условия выполнения таких нормативных положений – на основе двусторонних или многосторонних соглашений или посредством страховых взносов. Условия правильные, отвечающие современной правовой и финансово-экономической системе большинства государств, в том числе и Российской Федерации. В России действует страховая система в медицинском и пенсионном обеспечении, в обязательном социальном страховании. В рамках единого социального налога, который в обязательном порядке уплачивает работодатель, предусмотрены взносы на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение. Также предусмотрены отдельные взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Российская Федерация также имеет двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, в которых отражены взаимные обязательства по ряду социальных вопросов, в частности по пенсионному законодательству.
Таким образом, для моряка важно, чтобы его трудовые отношения с работодателем – судоходной компанией были правильно и своевременно оформлены. При всех положительных тенденциях развития национального социального обеспечения для судовладельцев остается нерешенным вопрос о документах, подтверждающих наличие гарантий государства флага социальной защиты конкретного моряка. Целесообразно для обсуждения предложить следующее:
– в индивидуальном трудовом договоре в существенных условиях отражать гарантированное социальное обеспечение в разделах «Права и обязанности работодателя» и «Виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью»;
– в коллективном договоре отражать обязанности судовладельца по обеспечению норм социальной защиты моряков в соответствии с положениями Конвенции;
– в отраслевом соглашении по морскому транспорту отразить обязанности государства флага, гарантирующие социальное обеспечение моряков (резидентов и нерезидентов Российской Федерации), работающих на российских судах;
Развитие ситуации в морском бизнесе показывает, что рассматриваемая Конвенция вступит в силу в недалеком будущем. Поэтому очень важно в настоящее время провести подготовительную работу для обеспечения нормальной работы наших судовладельцев в новых условиях контроля судов государством флага.

Морские вести России № 23-24 • 2007 г.