Морские очерки

Русский буксирный экстрим


Окончание. Начало в «МВР» № 19-20

«Ирбис» завершает буксировку… опять 25 м/сек.
Потеряв секции дока, 18 октября «Ирбис» прибыл в порт Галифакс, заявил, как положено, Морской протест и приступил к пополнению запасов. 20 октября, приняв запасы воды и топлива для себя и «Адмирала Макарова», а также погрузив новые буксирные тросы, по указанию фрахтователя в 8.00 «Ирбис» вышел из порта и последовал на встречу с ледоколом. К этому времени экипаж ледокола, дождавшись улучшения погоды, сумел завести вторично аварийную буксирную линию на док и продолжал буксировку по назначению. 21 октября в координатах 42О01’N и 56О17’W «Ирбис» догнал ледокол, но в связи с неблагоприятной погодой швартовка была отложена и последовал в его сопровождении на одной машине. Лишь в течение 27-28 октября удалось ошвартоваться к ледоколу и передать ему топливо и новый буксирный трос. По указанию фрахтователя последовали в сопровождении ледокола до уточнения обстоятельств по снятию с мели секций… …Для снятия с мели секций плавдока, совершивших 15 октября «мягкую посадку» на галечную отмель в заливе Сент-Джорджес о. Ньюфаундленд, фрахтователь нанял буксирно-спасательную компанию GIGANT Дэвида Перрота, штаб-квартира которой располагалась в форте Лодердейл на Флориде. И уже 3 ноября мы получили радостную информацию, что наш объект благополучно снят с мели и отбуксирован на ремонт в порт Сент-Джорджес. В координатах 29О30’N и 71О47’W «Ирбис» попрощался с ледоколом, запустил обе машины и полным ходом последовал в обратном направлении в Галифакс для бункеровки топливом и принятия нового буксирного троса взамен оставленного на ледоколе. 9 ноября, приняв в Галифаксе топливо и буксирный трос, последовали на остров Ньюфаундленд в порт Сент-Джорджес для принятия «родного» объекта после его ремонта для дальнейшей буксировки на Багамские острова.
Итак, все начиналось сначала… 11 ноября в порту Сент-Джорджес отшвартовались к причалу рядом с плавсекциями дока, ремонт которых еще продолжался. 15 и 16 ноября заводили с «Ирбиса» новую буксирную линию. Наконец 18 ноября после завершения всех ремонтных и подготовительных работ, касающихся буксировки, отошли от причала и последовали на коротком буксире 200 метров на выход из гавани. Лишь один портовый буксир оказывал нам помощь при отшвартовке и выходе из гавани. Мы поступили в распоряжение нового фрахтователя – американской буксирной компании TITAN MARITIME INDUSTRIES. Дул свежий северо-западный ветер и волнение на выходе из гавани было 2-3 метра. После выхода из гавани в залив Св. Лаврентия потравили буксирную линию до 710 метров, легли на курс 230О и последовали на пролив Кабота со скоростью 3,5 узла. 19 ноября в 8.00 прошли пролив Кабота и вышли в Атлантический океан. Западный ветер 17 м/сек. и волнение 2 метра обязывали сбавить обороты и потравить буксирную линию. Однако уже в полдень ветер ослаб и, нагрузив оба двигателя, пошли в ходовом режиме. Обошли остров Сейбл с северной стороны, тем самым отойдя в сторону от встречного течения Гольфстрим, и легли на генеральный курс.
С 21 по 27 ноября шли со скоростью 5,5 узлов при благоприятной погоде. Однако Атлантика приготовила нам еще один экстрим… Утром 27 ноября «Ирбис» вошел в полосу циклона. В координатах 36О06’N и 67О34’W ветер усилился до 15 м/сек., волнение до 2 метров. Потравив буксирную линию и сбавив обороты двигателей, пошли со скоростью до 4 узлов: береженого бог бережет. После полудня ветер усилился до 20 м/сек., волнение до 4 метров. Начали наблюдаться небольшие рывки буксирной линии, объект зарывался носом в воду. Во избежание обрыва буксирной линии остановили левый двигатель, на правом убавили обороты, потравили «на полную» буксирную линию и пошли со скоростью не более 3 узлов. С утра 30 ноября ветер начал менять направление на 300 градусов, и его порывы достигали 25 м/сек., а волнение свыше 5 метров. Для удержания объекта в кильватере «Ирбис» лег носом на волну, имея минимальную скорость 1,0–1,5 узла. Лишь 2 и 3 декабря ветер начал ослабевать, и скорость буксировки увеличилась до 4 узлов. И хотя «Ирбис» шел полным ходом, скорость буксировки не увеличивалась, т.к. начало действовать встречное Антильское течение порядка 1 узла. 6 декабря, пройдя проливами Провиданс, «Ирбис» взял курс на остров Гранд Багама в порт Фрипорт.
7 декабря в 10.10, осмотрев предварительно объект вместе с представителями компании-фрахтователя TITAN, передали его портовым властям.

Опыт экстрима в цене (вместо эпилога)
Буксировка дока и его секций завершилась успешно, оставив позади не только тысячи пройденных миль в штормовых условиях через три океана, льды канадских проливов, но и бессонные вахты, натянутые до предела нервы. Все вместе взятое это и называется опытом экстрима, который в морском деле всегда в цене. Хроника буксирующего ледокола «Адмирал Макаров» впечатляет: 14.08.99 – отход из Владивостока; 18.08.99 – приход в Петропавловск-Камчатский; 25.08.99 – отход из Петропавловска-Камчатского с плавдоком № 0001 на буксире; 09.11.99 – приход в Фрипорт (Багамы).
Буксирные успехи ледокола знаменует солидная цифра перехода по «северному» маршруту – 7841 миля (с учетом дрейфа дока), средняя скорость буксировки – 4,2 узла. Подобного опыта буксировки плавдока ледоколами отечественная история мореплавания не знает. А поскольку первопроходцами были наши российские моряки, то остается только поклониться всем 73 членам эки­- пажа ледокола «Адмирал Макаров», и особенно его капитану Холоденко Вадиму Андреевичу, а также дублеру капитана Кузину Герману Михайловичу, старшим помощникам Могиляку Роману Николаевичу и Стельмаху Александру Станиславовичу, главному механику Афанасьеву Александру Георгиевичу, гидрологу Шаталину Николаю Васильевичу. Буксировка секций дока «Ирбисом» была не менее драматичной, прервавшись почти на месяц из-за «мягкой» посадки объекта на берег Ньюфаундленда, что обозначилось ранней проседью капитана Александра Ивановича Алексеенко. …С Александром Алексеенко я познакомился в 1995 году во время одной из своих командировок во Владивосток по «авральным» делам. Молодой капитан с открытым лицом не показался тогда будущим «морским волком». Его представил мне тогда начальник Дальневосточного БАСУ Леонид Брылев. Опытный моряк дал вновь назначенному капитану «Ирбиса» отличную характеристику, добавив короткое, но емкое: «Перспективный!...». Так и получилось: набравшись спасательного и буксирного опыта на «Ирбисе», он с 2002 года был приглашен в одну из известных спасательных компаний в мире TSAVLIRIS SALVAGE Co. Капитанил на самых мощных спасательных российских судах «Фотий Крылов» и «Николай Чикер», волей судьбы оказавшихся в цепких греческих руках! Но это уже совсем другая история…

P.S. Задумав очерки об этой уникальной буксировке, я связался с А. Алексеенко по телефону. Вспоминая события уникальной буксировки на «Ирбисе», он просил не забыть наиболее отличившихся членов экипажа боцмана Рафика Раимжанова, штурмана Павла Люлекина, механика Александра Глущенко, старшего механика Владимира Мамрова, матроса Александра Лебедева.

Морские вести России № 23-24 • 2007 г.